Спад продаж автомобилей:
исход импортеров из России, причины и следствия











Спад продаж автомобилей: исход импортеров из России, причины и следствия







30 июня 2022
Аналитика
Спад продаж новых автомобилей начался не в этом году, а продолжается уже давно, и далеко не только в России. Пандемия, дефицит микрочипов и геополитическая напряженность только ускорили этот давний тренд. Для этой статьи мы изучили аналитику из несколько разных источников и сделали выжимку из экспертных мнений по поводу дальнейшего развития ситуации.
  • 7 мин

Ситуация в мире

Продажи автомобилей начали падать в 2018-м году. Причины назывались разные: конкуренция между производителями, нестабильная геополитическая обстановка, а также знаменитый дефицит полупроводников. В 2020-м свою роль сыграла пандемия коронавируса, вернее, введённые из-за неё ограничительные меры. Наконец, в 2022-м произошли очередные изменения геополитической обстановки, что также негативно отразилось на рынке.
Итак, в 2022-м году продажи машин во всём мире продолжают снижаться:
  • В Соединённых Штатах продажи снизились на 10,5%,
  • в Японии – на 17,4%,
  • в Германии – на 4,6%.
А вот, в Китае и Индии продажи возросли: на 8,6% и на 2,5% соответственно.
(Данные LMC Automotive)

А что в России?

В России продажи машин упали до рекордно низких значений. Так, по данным Комитета автопроизводителей АЕБ, в апреле этого года было продано всего 32 706 автомобилей. При этом, в апреле 2021-го продали 151 964 машины, то есть по сравнению с тем же месяцем прошлого года продажи снизились аж на 78,5% – более, чем в четыре раза! Для сравнения: в 2020-м (из-за «коронавирусных» мер) спад составил 72,4%. Если говорить о конкретных марках, то, по данным той же АЕБ, продажи Kia в апреле 2022-го упали по сравнению с тем же месяцем прошлого года на 76%, Hyundai – на 73%, Ford (коммерческие автомобили) – на 51%, а Volkswagen и Toyota – на 91%. Что касается прогнозов, то, по мнению маркетингового агентства Russian Automotive Market Research, продажи автомобилей за весь 2022-й год уменьшатся по сравнению с 2021-м годов от 65,59% до 73,92% – в зависимости от дальнейшего развития ситуации.

«Уходы» из России: что происходит и что будет дальше

Из-за геополитических сложностей многие автопроизводители покидают Россию, а на российских складах заканчиваются остатки машин.
Одной из причин стали введённые в отношении РФ санкции, в частности – о запрете поставлять из стран Евросоюза автомобили стоимостью более 50 000 евро – в эту сумму не впишется фактически ничего из европейского «премиума». Похожий запрет есть и со стороны Японии. Но Япония запретила поставлять в РФ «премиальные» автомобили, и здесь пока нет точной стоимости или каких-нибудь ещё критериев «премиальности».
Дальше – больше. Из-за нестабильной обстановки продажи новых автомобилей, как уже отмечалось выше, в России рухнули: новые машины подорожали слишком сильно.
Что ждёт дилеров дальше?
Прогнозы экспертов разные. Одни считают, что к концу этого года дилерских центров в России станет в два раза меньше и называют этот сценарий «оптимистичным». Другие осторожно отмечают, что сейчас делать какие-нибудь прогнозы очень сложно, так как ситуация нестабильна. Также есть версия, что на рынке останутся только крупные дилерские центры, а небольшие будут вынуждены закрыться. Самые серьезные трудности ждут монобрендовые структуры. А есть те, кто мыслит позитивно и предполагает, что массового закрытия дилерских центров не предвидится и рынок покинут не более 15% дилеров.
Переходим к конкретике. Вот что происходит с наиболее популярными марками автомобилей в России, о которых имеется более-менее конкретная информация.

«Немецкая тройка»
Mercedes-Benz заморозил поставки в Россию и прекратил производство внутри страны. Говорят, что каких-перспектив в РФ компания больше не видит. Известно, что, в случае окончательного ухода «Мерседес» может потерять из-за национализации властями имущество на сумму около двух миллиардов евро.
С Audi и BMW – ситуация похожая. Автомобили в Россию не поставляются, в России не производятся, и никакого просвета здесь не предвидится.

Cadillac
В отличие от немцев, американский премиальный бренд сначала никаких кардинальных решений не принимал. Но в конце апреля «Кадиллак», всё же решил свернуть деятельность на территории страны.

Lexus
«Лексусы» перестали поставлять в Россию не из-за решений руководства, а из-за возникших логистических сложностей. Вскоре Япония также запретила поставлять в РФ «дорогие», то есть, выше определённой стоимости автомобили – только вот выше какой – до сих пор не совсем понятно.

Toyota
А что с «японцами» среднего класса? Ходили слухи о том, что «Тойота» не желает продолжать деятельность в России, но в самой компании это опровергли. Да, завод Toyota в Санкт-Петербурге остановился, но официально это объясняется, опять-таки, проблемами с логистикой.

Volkswagen
Заводы «Фольксваген» в РФ не работают. О полном закрытии пока никто не говорит, но и возобновлять производство, кажется, никто не собирается.

Hyundai и Kia
Со столь популярными в этой стране «корейцами» всё относительно спокойно. Оставлять россиян без своих машин они не собираются. Правда, на заводе в Санкт-Петербурге (там производят Solaris и Creta) производство приостановлено. Как уверяют – временно, из-за тех же сложностей с поставками. На калининградском же заводе производство продолжается.

Peugeot
«Пежо» пока никуда уходить не планирует. Модели, которые производятся на заводе Peugeot в России – останутся на конвейере. Машины, которые ввозятся в РФ из-за рубежа – продолжат ввозиться. И, кстати, в установленную планку в 50 000 евро они вполне себе вписываются.

Renault
«Рено» успешно избавилась от своих российских активов, которые достались самой России – то есть, государству. Там собираются производить автомобили под маркой «Москвич», но никаких подробностей о моделях пока нет.

Выводы

На данный момент мы имеем рекордное падение продаж. Часть производителей собирается покинуть страну, у остальных же возникают логистические сложности. Ситуация – крайне нестабильная как политически, так и экономически.
Мнения экспертов, касающиеся будущего рынка и дилеров – очень разнятся. По самым оптимистичным из них, рынок покинет около 15% дилеров. По пессимистичным – половина.

Что делать?

Изучать мнения экспертов, анализировать рынок, изучать успешный опыт конкурентов и строить стратегию выживания. Материалы, которые помогут:
Что думаете? Напишите комментарий к этой статье в наших соцсетях
Читайте также