Китайские бренды на рынке новых авто
и в пробеге: перспективы для бизнеса

11 апреля 2023
Аналитика
На российском авторынке сейчас только и разговоров, что о китайских авто. Кто-то почувствовал спрос и открывает новые представительства, кто-то — уже вовсю работает с пробегом. Собрали аналитику, как китайские бренды изменили и продолжают менять бизнес дилеров, а своими комментариями о ситуации для этого материала поделился Владислав Никитин, генеральный директор сети автосалонов «Демидыч».
Владислав Никитин
Генеральный директор сети автосалонов «Демидыч»
Что в новых
Еще в 2022 году доля китайских брендов на российском рынке новых автомобилей выросла с 9,5% до 30,3%, а дилерская сеть увеличилась на 300 салонов. Рост прогнозируется и по данным Автохаба: к февралю 2023 объявлений по продаже китайских авто на классифайдах стало больше на 13% в сравнении с февралем 2022.
Китайские автомобили составляют уверенную конкуренцию отечественному автопрому. Если взять рейтинг продаж — 5 позиций из топ-10 уже занимают бренды: Chery, Haval, Geely, EXEED и OMODA. При этом, нельзя сказать, что спрос на китайские авто устойчивый. Да, 43% автовладельцев уже смотрят в сторону покупки китайского авто, но больше половины пока считают цены неоправданно завышенными. Дешевле 2 млн рублей за новый автомобиль найти фактически невозможно. Если учесть общий стереотип и недоверие к китайским маркам, дилеры вполне логично переживают по поводу продаж.

Дилерам придется стать своего рода агентами влияния и поработать с общественным мнением, чтобы наладить сбыт и работу новых представительств.
Комментарий эксперта

«Мы наблюдаем позитивный процесс замещения опустевшего пространства на рынке достойными мощными новинками автомобильной промышленности. Современные модели китайских авто соответствуют общепринятым высоким стандартам безопасности и комфорта, то есть, коэффициент usability высок. Важно понимать: с уходом многих марок из нашей страны потребность клиента в передвижении на практичных автомобилях никуда не делась.

На мой взгляд, формировать положительный образ продаваемого автомобиля дилер должен всегда – вне зависимости от бренда. Мы работаем с китайскими автомобилями уже 18 лет. На начальном этапе столкнулись с крепко устоявшимся стереотипом о плохом качестве китайской продукции. Но путем терпеливой работы с клиентами, которые испытывали потребность в практичном и доступном автомобиле, развивая сервисное направление, мы постепенно преодолевали изначально негативный настрой. Это не быстрый процесс, но необходимый.»
Что происходит в пробеге
По данным аналитиков 72% автовладельцев в 2023 году не планируют покупку нового авто. Покупатель морально не готов к уходу привычных марок. Вопрос цены здесь тоже не последний, покупательская способность не то, чтобы растет в последнее время. А это значит, что дилер будет по-прежнему сосредоточен на развитии направления авто с пробегом. И если за последний год предложение по подержанным китайским авто особо не растет, в будущем ситуация обещает измениться.
Рынок подержанных авто структурируется не только по пробегу, но и возрасту. Сейчас 39% объявлений о продаже китайских авто составляют машины до 2 лет. Связывают это с активным ввозом китайских авто по параллельному импорту: новых машин с небольшим пробегом.

Добавим сюда еще китайские авто в каршеринге и такси, которые после выхода срока эксплуатации попадут в продажу, и тоже пополнят предложения классифайдов. В среднем срок работы автомобиля в такси в России составляет 5,5 года. Так что через несколько лет сегмент китайских авто с пробегом снова заметно постареет.

Серая зона
Хотя Китай не вводил никаких санкций, и новые автомобили могут без проблем поставляться на российский рынок, некоторые импортеры привозят авто по параллельному импорту. Объясняется это упрощенной процедурой оформления ОТТС. Оборачиваемость склада так только увеличивается, а борьба с бюрократией занимает гораздо меньше времени.
Комментарий эксперта

«Практика показывает, что цены на автомобиль диктует не страна-производитель, а рынок и его эластичность. Бесспорно, новые автомобили «соревнуются брендом», но Б/У встраиваются в ценовой сегмент. В работе с китайскими Б/У автомобилями важно помнить, что цена неисправности очень высока. Имидж бренда не играет на руку продавцу, поэтому автомобиль должен быть технически очень хорошо подготовлен. При таких условиях китайские автомобили с пробегом не уступают конкурентам.»
А есть ли он — китайский премиум?
Рынок новых автомобилей по сути перестал насыщаться предложениями о продаже авто класса «люкс». И пока надежды покупателей премиума связаны в основном с параллельным импортом. Некоторые дилерские центры в принципе заточены под продажи авто премиум-класса. Потребность настолько ощутима, что «дорогих китайцев» планируют собирать на бывшем заводе Mercedes-Benz в Подмосковье.
Комментарий эксперта

«Сегодня всё больше представительств китайских автомобильных брендов появляется на российском рынке, но важно понимать: это лишь небольшая часть от внутреннего рынка Китая. Ряд премиальных брендов, еще не знакомых российскому покупателю, также готовятся выйти на наш рынок.

В конце апреля пройдет Шанхайская выставка автомобилей, где будут представлены самые современные модели китайского автопрома. Вскоре они появятся и у нас. Раньше этот процесс мог занять несколько лет, но в новых условиях есть основания полагать, что промедлений не будет.

Уверен, в ближайшее время мы увидим достойные новинки в разных ценовых сегментах – это даст мощный импульс к развитию авторынка в нашей стране.»
Хотите получить аудит вашего склада?
Ваш телефон
Читайте также