Как ставить авто на комиссию
без юридических и репутационных рисков

17 августа 2023
Колонки
Фаиль Халимов, спикер Школы комиссии поделился реальными случаями из практики продаж комиссионных авто. Рассказали, как было дело, чем закончилось и какой договор выбрать, чтобы не оказаться в спорной ситуации между двух огней — продавцом и покупателем авто с пробегом.
Фаиль Халимов
Спикер Школы комиссии
Соучредитель Pioner Auto
Более 15 лет в продажах.

Почему мы развиваем комиссию
Мы в «Pioner Auto» всегда занимались комиссионными автомобилями, и на сегодняшний день комиссия остается нашим приоритетным направлением. Каждый год наш склад рос на 50-70%, а с ростом склада — росла и наша экспертиза.

При этом дополнительных вложений это направление не требует, поэтому профит кажется очевидным. Если, конечно, внимательно изучить возможные юридические нюансы и поставить на поток все процессы.

Расскажем про пару случаев, которые стали антикейсами для нашей практики, но помогли в будущем обезопасить наши сделки.
Юридическая сторона вопроса
Комиссионная продажа — это посредническая сделка, которая может подразумевать под собой 3 разных договора: комиссионный, агентский или поручения. Казалось бы, очевиден выбор в пользу комиссионного, но все оказалось не так просто.

Один из основных нюансов, с которым мы столкнулись в комиссионном договоре — ответственность за невыявленные до продажи неполадки в автомобиле остается на посреднике. А посредником здесь выступает дилер.

Имея финансовые потери, репутационные риски и даже судебный опыт, мы решили перейти на агентский договор. Расскажем больше на примерах.
Случай #1
К нам пришел продавец, который поставил свой Kia Sorento 2012 г. на комиссию. На диагностике неисправностей не выявили, на тот момент мы не знали, что у этих двигателей есть проблемы, поэтому с продавцом был заключен комиссионный договор.

Условия сделки:

Цена продажи — 1,1 млн
Наша комиссия — 80 000 рублей

В итоге автомобиль был продан в оговоренные сроки — за 10 дней. Переоценка не понадобилась.

Однако через несколько недель в салон пришел новый собственник приобретенного Kia Sorento и заявил о скрытых дефектах, которые обнаружились во время плановой проверки авто в сервисе. Прежний собственник знал о дефекте, но при постановке на комиссию решил о нем умолчать.

В договоре о комиссии при этом есть пункт, который регламентирует взаимодействие участников сделки после ее совершения. Благодаря этой удобной лазейке новый собственник смог обратиться с претензией именно к тому, у кого покупал автомобиль. Юридически он был прав, и после судебного процесса, который мы благополучно проиграли, нам пришлось выплатить компенсацию в виде возмещения ремонта автомобиля и услуг адвоката.

Благо это был обычный покупатель, а не «потребитель-террорист», иначе неизвестно еще, какими суммами бы обросла эта история.

В данном случае, новый собственник мог просто вернуть автомобиль, но решил отказаться от расторжения сделки. В свою очередь, с претензией мы обратились к прежнему недобросовестному владельцу, и вернули свои сверхзатраты на судебный спор.
В этой ситуации мы ничего не потеряли, кроме времени и нервов. Однако цена ошибки могла составить — порядка 310 тыс. рублей.
Случай #2
Почти сразу произошел второй подобный случай, который показал, что подход к договору надо срочно пересматривать. К нам на комиссию поступил автомобиль Ford Focus.

Условия сделки:

Цена продажи —510 000 рублей
Наша комиссия — 40 000 рублей

В итоге автомобиль был продан в оговоренные сроки — за 17 дней. Переоценка не понадобилась.

У этого автомобиля был безномерной контрактный двигатель, который новый собственник не смог поставить на учет в ГИБДД. Как оказалось, тех документов, которые шли вместе с автомобилем было недостаточно, а прежний собственник отказался вовлекаться в решение этой проблемы.

В данном случае клиент просто вернул нам автомобиль, а уже потом мы судились с прежним собственником, который ставил его на комиссию. В итоге автомобиль мы вернули и получили обратно деньги.
Вместо выводов
На текущий момент заниматься комиссионными продажами выгодно. Аналитика рынка за прошлый год показывает, что этот канал планомерно прирастает и становится все более значимым среди всех источников пополнения склада дилера.

Для минимизации рисков важно помнить:
1
Договор должен быть составлен таким образом, чтобы обезопасить дилера как посредника.
2
Комфортнее использовать агентский договор, потому что если вдруг придет покупатель и скажет, что есть проблемы с авто, его можно смело перенаправлять на первичного собственника, взяв на себя обязанности третейского судьи.
3
Дилер не должен оставлять покупателя с этой проблемой, а помочь обеим сторонам урегулировать спор.

4
Почему агентский договор? Потому что он позволяет исключить дополнительные затраты и репутационные риски.

Совместно с экспертами разбираем в Школе комиссии все нюансы комиссионного направления. Курс построили на реальных примерах и опыте коллег, а чтобы вы не запутались в юридических тонкостях — даем готовые шаблоны договоров.
Чтобы попасть на следующий поток
или задать вопрос по программе, оставьте заявку
Читайте также