Отрицание, торг, депрессия: как реагируют покупатели на увеличение расходов по авто
Отрицание, торг, депрессия: как реагируют покупатели на увеличение расходов по авто
1 сентября 2022
Аналитика
Цены на автомобили стали снижаться, но в настоящее время они едва ли опустятся хотя бы до уровня 2021 года. Покупатели чаще всего чувствительны к росту цен, и сейчас причиной отказа от покупки машины может стать не только пугающий ценник в автосалоне, но и расходы по содержанию нового авто.

  • 6 мин
По данным нового исследования Автостата у 70% респондентов за последние три месяца сильно выросли затраты на эксплуатацию автомобиля. Средний рост расходов составил +30%.
Значит ли это, что автомобилисты будут отказываться от покупки авто или реже его использовать?

Клиент голосует рублем

В кризисный период, как сейчас, потребители, обеспокоенные экономической нестабильностью, реагируют почти всегда одинаково. Большая часть из них стремится сократить свои расходы до самого необходимого. Поэтому, как показывают опросы, аудитория активно отказывается от покупки нового авто или откладывает ее на неопределенный срок.

Другое дело с затратами на эксплуатацию автомобиля. В структуре затрат на владение автомобилем есть обязательные расходы. Так, например, есть страховка, и ее цена сильно зависит от стоимости ремонтных работ.
Помимо страховки, есть еще налоги, штрафы, обязательная замена шин и, конечно же, затраты на ремонт и обслуживание, в ценообразовании которых, главную роль играет стоимость запчастей.
Обычно здесь зависимость такая: затраты на запчасти прямо пропорциональны стоимости машины. Чем дороже автомобиль, тем более дорогие запчасти на нее готов использовать автовладелец. По мере старения автомобиля падает и его стоимость, и чем больше возраст машины, тем меньше денег готов тратить на ее ремонт владелец. Но с другой стороны, чем старше автомобиль, тем он чаще и больше ломается, а потому фактические общие затраты в этом случае могут быть и выше, чем затраты на новый автомобиль.

Стоимость запчастей продолжает расти. Ощутимо выросли в цене оригинальные запчасти, которые сейчас в сильном дефиците. Автостраховщики отмечают, что за первые полгода средняя стоимость корзины запчастей увеличилась на 30%.
И в целом в 2022 году, как считают эксперты, стоимость запчастей может увеличиться на 15-20% и даже на 25%.

Маркер — цена на топливо

Отдельно стоит рассмотреть такой критерий стоимости владения, как цена на топливо. Очевидно, что, чем выше цены на заправках, тем менее охотнее автомобилисты станут тратить деньги на топливо.

Опрос Автостат ярко показал эту зависимость: по мере роста цен на бензин, все больше автовладельцев будут отказываться от его покупки, а значит и от эксплуатации автомобиля. Так, при росте стоимости литра бензина с 70 до 100 рублей доля автомобилистов, которые хотят его купить сокращается с 67 до 37%.
Однако до таких высоких значений цен нам еще далеко. Так, по данным Росстата, средние цены на бензин на неделе с 9 по 15 августа составляли по России 48,8 рублей. По итогам года, стоимость бензина в стране вряд ли превысит 60 рублей. А это значит, что такой значимый и триггерный для стоимости владения показатель не станет главным мотивом для отказа от эксплуатации автомобиля.

Новые средства мобильности

Сервис каршеринга, который ранее позиционировался некоторым экспертами как альтернатива личному транспорту, не только не стал таковым, но теряет популярность в нынешнем году.

Каршеринг так и не стал массовым явлением, в первую очередь потому, что такие автомобили выгоднее использовать на коротких пробегах, тогда как для длительных поездок за город или поездок между городами каршеринговый автомобиль обходится дороже, чем личный. Но есть еще причина: как показывает мировой опыт служб каршеринга, многие люди предпочитают каршерингу личное авто, общественный транспорт или даже такси. Дело тут в том числе и в психологии — каршеринговый автомобиль никто не станет считать «своим», а как говорится, именно «своя рубашка ближе к телу», поэтому автомобилисты до последнего будут выбирать личное авто.

Электросамокаты также вряд ли можно рассматривать как полноценную замену автомобилей. Да, средства новой мобильности (электросамокаты, моноколеса и проч.), набирают популярность и их рынок в России растет. Но электросамокаты можно использовать не везде и не всегда (привет от российского климата), да и для переездов на длительные маршруты они не походят, не говоря уж о том, что не могут перевозить грузы, даже в том объеме, в котором это может делать легковой автомобиль.

Экономия вместо отказа

Чего точно можно ожидать при длительном кризисе — так это частичного снижения интенсивности эксплуатации автомобиля. Снижение среднегодового пробега зависит от многих факторов. Сюда относятся, как мы упоминали ранее, стоимость бензина. Если она вырастет до 80 рублей, а уровень благосостояния населения останется прежним, то можно ожидать, что использовать автомобили повседневной жизни будут реже. Например, станут брать машину только для поездок на выходных на дачу, а в будние дни — перемещаться на общественном транспорте.

Другие факторы, влияющие на стоимость эксплуатации, не смогут привести к массовым отказам от использования машин. Но очевидно, что многие автомобилисты уже сейчас стали экономить на:
  • запчастях — покупать дешевые, отказываться от дорогостоящих оригинальных запчастей, не чураться подделок;
  • месте обслуживания — выбирать более дешевые станции и гаражи;
  • стоимости визита на сервис — стараться делать за раз только часть ремонтных работ, а в следующий визит на СТО — еще часть работ.

А что до этого дилерам?

Дилерский бизнес, прежде ориентированный в основном на продажи автомобилей, сегодня вынужден усилить работу с клиентами сервиса. Которые, как мы видим, хотя и не готовы вовсе отказаться от эксплуатации автомобиля, все же стремятся экономить на обслуживании. И это очередной вызов для дилеров, которые до сих пор не смогли сломать стереотип о том, что обслуживаться у них — дорого. К тому же, сейчас у дилеров возникают проблемы с предоставлением гарантии на автомобили, и таким образом, они лишаются прежнего весомого преимущества, которое работало на удержание клиентов.
Очевидно, что в этих условиях нужно не только опираться на свои сильные стороны в работе с клиентами сервиса, но и развивать новые инструменты удержания и привлечения автовладельцев. Слайд выше показывает, что
одна из сильных стороны дилерского сервиса, как сообщают сами респонденты, — это доверие в ремонте.

То есть, автовладельцы считают, что дилеры хорошо разбираются в ремонте тех марок автомобилей, которые они представляют. И это сильная сторона, которую стоит «прокачивать», и строить свои коммуникации с клиентами, акцентируя внимания именно на этом преимуществе. Но этим ограничиваться не стоит.

Говоря о дефиците и дороговизне оригинальных запчастей, стоит отметить, что дилеры уже реагируют на ситуацию тем, что предлагают проверенные альтернативы своим клиентам. А некоторые дилерские компании, уже давно развивают собственную линейку автозапчастей и предлагают их своим клиентам как достойную и подкрепленную гарантией.
Что думаете? Напишите комментарий к этой статье в наших соцсетях
Читайте также