Иранский автопром на российский лад:
альтернативное будущее «Москвича», «Волги»
и «Победы»
Иранский автопром
на российский лад:
альтернативное будущее «Москвича», «Волги»

и «Победы»








22 августа 2022
Аналитика
Большая перемена на российском автомобильном рынке рисует неожиданные варианты будущего. Среди них — иранские марки, готовые подхватить оставленные конвейеры.
  • 6 мин

История вопроса

После «избавления» московского «Автофрамоса» от предыдущего владельца, перед столичными властями встал вопрос о будущем неожиданного актива. Сначала в прессе осторожно надеялись, что завод оставит на конвейере кроссоверы Duster, Arkana и Kaptur, сменив ромб на шильд с новым символом «Москвича». Когда стало ясно, что такой реверанс за пределами правового поля, заговорили о приходе китайских марок.

Больше всего подробностей появилось про JAC. Нам обещали привезти несколько моделей и через легкий бейдж-инжиниринг выпустить на российский рынок. К этой истории присоединился «КамАЗ», примерившийся организовать на линии «Автофрамоса» производство электрокара «Кама». Тем более, про свой электрокар говорили китайцы из JAC — многие подумали о полезном сотрудничестве. Еще были надежды на собственное производство «Москвича» с новыми моделями под старыми названиями, но дело это долгое и очень дорогое, тем более в современных реалиях. Как минимум, нужна техническая база, на одном названии и ностальгии далеко не уедешь.

На фоне всего этого на столичную производственную площадку появился еще один претендент — Iran Khodro Company (IKCO). Иранский производитель был в числе претендентов на сборку своих автомобилей, в том числе под возрожденными брендами «Москвича», «Волги» и «Победы».

Первая попытка иранцев прийти к российским покупателям была еще в 2006-м. Тогда у нас появились седаны Iran Khodro Samand, построенные на базе Peugeot 405. Европейскую модель признали лучшим автомобилем 1988 года, то есть новинка на самом деле была «с выдержкой», но на фоне эконом-сегмента тогдашнего рынка смотрелась бодро. Седан стабильно продавался и к концу 2009 года разъехался по стране 12 тысячами экземпляров. История иранского седана закончилась из-за нового техрегламента, предписывающего поставку моторов не ниже «Евро-4».

В 2019 году иранцы снова подступились к нашему рынку через Азербайджан. К нам хотели возить автомобили Khazar, по факту перелицованные для местного рынка Iran Khodro. Даже завезли пробную партию, но процесс не пошел. Тогда же рассматривался вариант поставки автомобилей с белорусского завода IKCO Юнисон на котором когда-то уже выпускали «Саманд». Тем более, они бы были дешевле чем азербайджанские — и опять не сложилось.
Фото: https://rg.ru/2019/10/22/v-rossiiu-skoro-nachnut-postavliat-avtomobili-khazar.html

А что сейчас

Теперь ситуация иная. Российский рынок оказался в заложниках обстоятельств, быстро приближающих гегемонию китайских марок. Из-за отсутствия альтернативы, кроме местных брендов, любые альтернативы можно рассматривать как оздоравливающую рынок конкуренцию. Иранские автомобили обладают важным качеством для отечественного покупателя, привыкшего выбирать от ценника: при прочих равных в «нулевых» они были доступные. Если к нам привезут комплекты для крупноузловой сборки, значит появятся рабочие места, будут налоги и снизится базовая стоимость машины. Готовые машины через «общий коридор» рискуют стать дороже отечественных предложений, превратившись в неликвид, поэтому переговоры о сотрудничестве начались с возможностей нового завода, а также освободившихся площадок в Елабуге и Набережных Челнах.

Иранский автопром отличается от привычного нам. Сравнительно молодой, начавший свою историю в середине ХХ века под государственной опекой, с самого начала он брал за основу лицензированные наработки. Донором для всего современного модельного ряда Iran Khodro стали купленные права на старые модели PSA. Уже упомянутый Samand на базе 405-й серии Peugeot в 2007-м модернизировали в Soren. Позже на Московские автосалоны привозили Runna (Peugeot 206) и Dena (реинкарнированный по второму кругу Peugeot 405). На этот раз иранцы предложили «принципиально новый» седан Tara на базе Peugeot 301, появившийся на местном рынке в 2021 году. В модельном ряду марки остались минорно обновленные Dena+ и Runna+. Что-то из них может в будущем примерить на себя знакомое нам имя.

Иран — один из заметных автомобильных игроков. Страна активно развивает экспорт в страны африканского континента и Азии, также в Казахстан, Грузию, Туркмению. Объем продаж новых машин при этом не отличается стабильностью из-за перманентных санкций, но может сравниться с российским. Например, на пике, в 2011 году, количество проданных автомашин достигало 1,59 млн штук. В 2021 году оно составило 0,85 млн. Для сравнения, в России за этот же период продали 1,54 млн. штук.

С такими вводными потенциальным дилерам должны предложить интересные условия на старте: например, возможность выставлять автомобили вместе с другими марками под одной крышей (так делают некоторые китайские бренды).
Отсутствие сформированной дилерской сети придется решать активной экспансией в регионы — там основные потребители недорогих машин. Необходимо сразу решить вопросы с логистикой и кадрами.
Фото: https://www.youtube.com/watch?v=rwtRphZR4Lg
Первым покупателям особенно важно получить своевременное техническое обслуживание и ремонт для поддержания реноме стабильной марки. Первое впечатление самое сильное. Если оно заложит уверенность в марке (помноженное на доступную цену), развивать продажи будет сильно проще. Поэтому конвейер должен быть настроен на стабильное качество, а нарождающаяся дилерская сеть — на качественное обслуживание.
Посмотреть, что еще происходит в автобизнесе
Выпуски новостей «Макспостера»

Про перспективы

Судьба ирано-российского дуэта определенно получится, если топ-менеджеры предприятия примут во внимание несколько важных моментов. Прежде всего — это позиционирование автомобилей. Игра на патриотических чувствах и такие явные аллюзии к прошлому могут выйти боком, если вместо дорогой слуху Победы получится «беда».

На фоне хронически дорожающего рынка привлекательные ценники могут обратить внимание большинства. Собранные у нас машины в состоянии приблизиться к ценникам отечественного автопрома, но при прочих равных выйти в лидеры по оснащению, комфорту, безопасности и внешнему виду. Другой вопрос: насколько готовы адаптировать автомобили под сложившиеся требования россиян. Они ведь уже не те, что были при «Саманде». Важно желание развиваться на нашем рынке с новыми моделями.
Что думаете? Напишите комментарий к этой статье в наших соцсетях
Читайте также